Реле регулятор с обмоткой возбуждения. Принцип. Схема. Недостатки

Печать

В предыдущей статье, посвященной реле-регулятору с шунтирующим способом регулирования напряжения бортовой сети, преимущественно мотоциклов.

 

Тип регулятора, который в данной статье рассматривается, в большей степени применяется на тяжелых мотоциклах (Урал, Днепр), в подавляющем большинстве - на легковых авто и прочей технике.


Регуляторы для автомобильной техники и мото техники работают по одному и тому же принципу. Единственное их различие в силовой установке, напряжение которой необходимо регулировать, а именно - на мото технике генератор может быть как переменного (Г-424), так и постоянного (Г-414) типа, генератор авто только переменного типа (94.3701).

Дополнительное отличие генератора переменного тока, от генератора постоянного тока, наличие выпрямительного диодного моста, так как питание электрооборудования на автомобиле постоянного тока,на автомобиле выпрямительный мост крепиться на генераторе для лучшего охлаждения.

Так же генератор переменного тока отличается от генератора постоянного тока, способом съема мощности с генератора: у генератора переменного тока съем происходит с "колец", расположенных на одной оси, у генератора постоянного тока съем происходит с полуколец, т.е. одно кольцо "распилено" пополам или согласно количеству полюсов, на одном контакте всегда "+", на противоположном "-". У генератора переменного тока полюсы на кольцах меняются.

Вот так выглядит ротор переменного тока:

Ротор переменного тока

 

А вот так выглядит ротор постоянного тока:

Ротор постоянного тока

 

Пока ничего сложного. Возникает вопрос зачем же нужна обмотка возбуждения в генераторе?

Давайте вместе подумаем на примере любого двигателя, хоть от игрушечной машинки. Того самого, что содержит внутри магниты и всего три обмотки и три "третькольца" - пластины.

Для того что бы ротор смог совершить поворот на некоторый угол необходимо создать магнитное поле такого же знака, как у постоянного магнита в моторе, в этом случае магниты будут отталкиваться друг от друга. У генератора всё наоборот - при преодолении магнитного поля будет вырабатываться ток. Хорошо. Но вся незадача в том что в мощных двигателях этот магнит нужно делать очень большим, что сказывается на стоимости.

 

Как же тогда быть? Нам нужен магнит! Так сделаем его из стали ротора просто добавим в конструкцию дополнительную обмотку - обмотку возбуждения  и будем на неё подавать ток.

Подали ток - ротор намагнитился и на выходе генератора появился ток. Перестали подавать ток на обмотку возбуждения - на выходе всё по минимуму.

Вот так мы сэкономили на постоянных магнитах.

А как же регулировать, например, нам нужно на выходе 12 Вольт или 6 Вольт?

Опять же всё просто, нужно устройство, которое будет подавать или прекращать подавать на обмотку возбуждения ток в зависимости от выходного напряжения с генератора, т.е. реле-регулятор.

В старых схемах регуляторов (РР-31, РР-302, РР-330) использовались реле напряжения (РН), как только напряжение превышало определённый порог - реле срабатывало и делало своё дело.

Приведём несколько поясняющих рисунков:

В современных реле-регуляторах применяют полупроводниковые элементы, зачастую специализированные микросхемы или процессоры в качестве устройства, которое следит за напряжением в сети, а вместо реле - силовые полупроводники.

 

 

Данная статья не окончена.

 

Данный материал запрещен без разрешения к копированию и распространению, как целиком, так и частично.

ФЗ от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ

radionet
PCB-ADMIN.ru - разработка электроники на заказ
г. Екатеринбург 2008 - 2017 ©
Сайт не является публичной офертой, определяемой положениями п.2 статьи 437 ГК РФ, а носит исключительно информационный характер.